Музыкальный руководитель детского сада Жихарева Екатерина Юрьевна

Современный музыкальный руководитель в детском саду.

Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому в условиях реализации ФГОС перед музыкальным руководителем стоит сложная задача организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии.

 Целью работы музыкального руководителя является: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.

 Профессиональная компетентность музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации ФГОС. 

В чем состоят собственно образовательные задачи музыкального руководителя, как участника образовательного процесса в свете реализации ФГОС ДО?

Поскольку разработчиками ФГОС ДО подчеркивается, что результатом дошкольного образования должна стать социализация детей, формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира, особое внимание музыкальный руководитель должен уделять развитию мотивационной сферы (это потребность в познании мира музыки, эмоций, чувств и фантазий, желание погружения в творчество и  т.п.)

Эмоциональное благополучие каждого ребенка становится одной из основных задач дошкольного педагога. 

В условиях нового подхода музыкальному руководителю необходимо изучать связанные с музыкой и музыкальной деятельностью потребности и интересы детей, их родителей, хорошо знать возможности коллектива.

  Основные профессиональные компетенции музыкального руководителя ДОУ:

Информационная.

 Передача музыкальной информации детям. Для этого нужно иметь глубокие знания своего предмета, уметь преподнести знания воспитанникам, владеть культурой речи.

1) Музыкальный руководитель исполняет музыкальные  произведения профессионально, ярко. Грамотно пользуется аудиозаписями.

2) Умеет доступно пояснять содержание музыкального произведения. Это предполагает высокий уровень исполнительской и общей музыкальной культуры.

3) Проводит (при участии воспитателя) музыкальные занятия, праздники, развлечения.

Развивающая.

Музыкальный руководитель развивает способности детей, учит  самостоятельно мыслить, стимулировать творческие проявления.

1) Обогащает детские музыкальные впечатления, развивает музыкальные способности, учит творчеству.

2) Использует проблемные методы обучения и умеет применять их с учётом возраста детей и индивидуальных качеств.

3) Применяет  индивидуально-дифференцированный подход к детям - использует разные по сложности задания.

4) Применяет  различные виды музыкальных занятий.

5) Умеет  применять все формы организации музыкальной  деятельности и помогает организовывать музыку в быту детского сада.

Мобилизационная.

Предполагает умение педагога воздействовать на эмоционально-волевую сферу ребёнка. Обучение будет развивающим тогда, когда педагог заинтересует и увлечёт дете

1) Музыкальный руководитель знает  разнообразный репертуар и умеет  отбирать яркие фрагменты музыкальных  произведений.

2) Создает проблемную ситуацию уже при восприятии музыки, находит интересные для сравнения музыкальные пьесы, фрагменты.

3) Использует в работе  игровые методические приёмы, творческие задания, различные варианты занятий.

 Владеет  ИКТ и умеет  применять их в педагогической практике.

Ориентационная.

 Предполагает формирование устойчивой системы ценностных ориентаций личности.

1) Формирует  у детей отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности (духовной и интеллектуальной).

2) Заинтересовывает  детей музыкой.

3)  Развивает  эстетические чувства.

4) Развивает  ощущение и понимание красоты музыки.

Для успешного выполнения функций  музыкальному  руководителю необходимо обладать следующими качествами:

-активная жизненная позиция

-любовь к музыке

-артистизм

-находчивость

-изобретательность

-способность к творчеству

-музыкальная культура

-эрудиция

-увлечённость профессией

 Конструктивная.

 Включает в себя 3 компонента:

1) конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебно-воспитательного материала).

2) конструктивно-оперативный (планирование структуры собственных действий и действий детей).

3) конструктивно-материальный (планирование учебно-материальной базы для проведения работы).

1) Вместе с воспитателем составляет  перспективный план ,в котором определены задачи музыкального воспитания, формы организации музыкальной деятельности, намечен основной репертуар, темы бесед с родителями, аспекты работы с педагогическим коллективом.

2) Составляет  календарный план.

Организаторская

1) Проводит индивидуальное и коллективное консультирование воспитателей.

2) Участвовует  в педагогических советах.

3) Проводит  с родителями  индивидуальные консультации и беседы.

Коммуникативная.

Предполагает умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителей.

Музыкальный  руководитель должен обладать следующими личностными качествами:

-любовь к детям

-терпеливость

-внимательность

-доброжелательность

-справедливость

-уравновешенность

-контактность

-выдержка

-культура общения

 Исследовательская.

Стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, пополнение профессиональных знаний и умений

1) Следит  за специальной литературой.

2) Знакомится с передовым педагогическим опытом.

3) Внедряет  в практику работы новейшие методы и приёмы обучения.

4) Регулярно посещает  МО в городе, районе, проходить КПК, бывать на проблемных семинарах, педагогических  чтениях, конференциях и т.д.

5) Уметь разрабатывать собственные программные, методические ,дидактические материалы и использовать из в своей деятельности.

 В нашем детском саду образовательную деятельность мы  осуществляем на основе рабочей программы. Для решения задач музыкального развития используем модель образовательной деятельности, которая включает организованную  образовательную деятельность, разные формы совместной деятельности педагога и детей, самостоятельную деятельность детей, а также взаимодействие с педагогами, родителями и социальными партнерами.

 Педагогическую деятельность по организации развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС) осуществляем в соответствии с Основной образовательной программой детского сада, рабочей программой и требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Для осуществления музыкальной деятельности детей  в каждой группе организован музыкальный уголок, в котором имеются разнообразные музыкальные инструменты, дидактические игры, портреты композиторов, советы и консультации воспитателю  и т.д.

Элементы среды музыкального развития детей дошкольного возраста, являются полифункциональными, что обеспечивает возможность разнообразного использования предметов, пособий, атрибутов. В зависимости от задач они могут быть дидактическим пособием, шумовым или детским музыкальным инструментом, атрибутом для игры, танца, двигательного этюда, средством коммуникации, стимульным материалом для проявления творческих, лидерских, индивидуальных особенностей ребенка.

В образовательном процессе активно используем современные педагогические технологии:

здоровьесберагающие (логоритмика, пальчиковые игры, двигательные разминки, фонопедический метод развития голоса, психогимнастика, игровой массаж);

Игровые технологии

информационно-коммуникационные технологии  (видео ,презентации)

 Использование информационно-коммуникационных технологий

в работе музыкального руководителя.

Сегодня мы живем в информационном обществе. И  использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования и очень актуально на данный момент.

Современные компьютерные технологии помогают музыкальному руководителю  организовать процесс обучения так, чтобы дети активно и с интересом  занимались на музыкальном занятии.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- использование развивающих компьютерных программ;

- использование мультимедийных презентаций.

- кроме того ИКТ делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические.

Использовать ИКТ можно во всех видах музыкальной деятельности .

Восприятие музыки: во время знакомства с творчеством того или иного композитора используются портреты,  видеоряд иллюстраций  к  музыкальным произведениям и т.д.

 Пение: по графическому изображению можно разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, песни,  по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.

Музыкально-дидактические игры: развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма можно, используя видео-подсказки презентации «Весело – грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др.

Игра на ДМИ: с помощью видеороликов и презентаций  можно знакомить детей с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением.

 На развлечениях и праздниках также можно использовать слайд, как иллюстративный, анимационный фон мероприятий.

Но самое главное – это то, что дети могут изучать новую тему в процессе игры. А в детском саду  игра является самым главным методом обучения.

Немало значимости имеет и технология компьютерного способа пересылки  и обработки, обеспечивающая оперативную связь между людьми.

С каждым днем все больше педагогов начинает заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ, многие из которых попадают в сеть Интернет. Если даже педагог и не занимается собственными разработками, то он может использовать уже созданные Интернет-ресурсы.

23 февраля 2023 в 07:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.