Музыкальный руководитель детского сада Жихарева Екатерина Юрьевна
Использование игровых технологий на музыкальных занятиях.Актуальность. Большую часть потенциала российского общества будут составлять сегодняшние дети дошкольного возраста. Дошкольный возраст–один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. Этот период чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-игровых технологий. Задача педагогов, музыкальных руководителей и родителей – всячески способствовать полноценному развитию детей, и в этом неоценимую роль играют педагогические технологии. Под образовательной технологией понимается упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей. Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: • отбору, разработке, подготовке игр; • включению детей в игровую деятельность; • осуществлению самой игры; • подведению итогов, результатов игровой деятельности. Педагогическая технология музыкального воспитания – это инструмент, позволяющий музыкальному руководителю ДОУ эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности. Перечислю тигровые технологии, которые мы используем на музыкальных занятиях : • технология элементарного музицирования - использование технологии Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования. Данная технология включает в себя ритмические игры с различными предметами (игра с палочками, игра на ложках, игра с ведерками, со стаканчиками, бумажный оркестр и т. д.) • Игроритмика – является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры. Цель:развивать у детей чувство ритма и двигательных способностей. Учить детей выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно. «Волшебный сад» Исходное положение: дети сидят на корточках в кругу, закрыв голову руками и изображая цветы в закрытых бутонах. С первыми звуками музыки ведущий (педагог или кто-либо из детей по собственному желанию) «оживляет» цветы «волшебной палочкой». Цветы «распускаются», качаются, кружатся на месте, танцуют друг с другом и «волшебником» - ведущим в соответствии со звучащей музыкой. В конце звучит резкий пассаж - «порыв ветра», от которого цветы должны спрятаться, снова закрыться в бутоны. «Зеркало» Играющие стоят парами лицом друг к другу. Под музыку один ребенок показывает различные танцевальные движения, а второй повторяет их как можно с большей точностью, будто отражение в зеркале. Затем роли меняются. • Игрогимнастика – служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при разучивании танцевальных движений: на укрепление осанки, на расслабление мышц, ритмические упражнения (игромассаж, пальчиковые игры) «Пальчиковая гимнастика» (Под спокойную музыку.) Девочки и мальчики любят свои пальчики. Гладят их, ласкают,мягко разминают. (Под бодрую музыку.) А потом из сильно-сильно в кулачки сжимают. «Мальчики и девочки.» Пальчики у девочек нежные, красивые(девочки шевелят пальчиками) Пальчики у мальчиков очень-очень сильные!(мальчики изображают тигров) Будем пальчики считать-1, 2, 3, 4, 5 (загибают пальцы), А теперь мы будем ими по коленочкам стучать! «Оркестр» Дети поют и изображают манеру игры на инструменте. Мы на дудочке играем-та-та-та, та-та-та. И нисколько не скучаем-что за красота! А теперь мы можем сами-та-та-та, та-та-та! Поиграть на барабане-что за красота! Пианино зазвучало- та-та-та, та-та-та! Веселее сразу стало- что за красота! • театрально-игровая технология. Театрально – игровой технологии отведено особое место в работе музыкального руководителя. Основной задачей работы в этом направлении является развитие театральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности. В работе с детьми в ДОУ музыкальные инсценировки и музыкально-ритмические игры имеют большое значение. Развитие чувства ритма, речевого, певческого дыхания, координация движений, чувств ориентации в пространстве, расширение певческого и речевого диапазона. Песни - инсценировки,песенки-шумелки, театрализованные музыкальные миниатюры, музыкально – ритмические игры и упражнения, декламация под музыку. • танцевально – игровая технология. Игротанец- новый термин в области хореографии. Для детей танец – это ритмическое движение под музыку, приносящие радость, удовольствие, вселяющие уверенность в свои силы. Игротанец включает в себя : танцевальные игровые песенки, массовые танцы, танцы по показу (зеркальный танец, хороводные игровые танцы и ритмические игры). Каждый игротанец направлен на развитие чувства ритма, на создание особой атмосферы, на умение быстро менять роли. Например «Веселый паровозик», «Двигайся-замри» Технология практического освоения музыкальной информации-сюда относится слушание музыки и размышления о ней. Мы предлагаем детям прослушать муз. произведение и поговорить о настроении. Раздаем до начала слушания карточки и предлагаем поднять наиболее соответствующую по характеру. Или игра «Угадай, что звучит?» После прослушивания музыки, дети поднимают карточку с изображением муз. Инструмента, который они услышали. «СЛОЖИ ПЕСЕНКУ» Игра на различение формы музыкального произведения. Игровой материал : Кружки и прямоугольники разного цвета. Цель: Развивать у детей умение различать форму музыкального произведения (запев, припев в песне, передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения. Я исполняю песню и прошу определить сколько в ней куплетов и сколько раз повторяется припев. После этого, предлагаю одному из детей сложить песенку с помощью разноцветных фигурок: каждый новый куплет обозначается кружком какого-либо цвета, а припев – прямоугольником. Во время повторного исполнения песни ребёнок выкладывает геометрические формы в той последовательности, которая соответствует строению песни. Вывод Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором развития личности. Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что использование игровых технологий на музыкальных занятиях положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. 26 марта 2022 в 11:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.