Музыкальный руководитель детского сада Жихарева Екатерина Юрьевна

Использование игровых технологий на музыкальных занятиях.

Актуальность.

Большую часть потенциала российского общества будут составлять сегодняшние дети дошкольного возраста. Дошкольный возраст–один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. Этот период чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-игровых технологий. Задача педагогов, музыкальных руководителей и родителей – всячески способствовать полноценному развитию детей, и в этом неоценимую роль играют педагогические технологии. Под образовательной технологией понимается упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей.

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

 Это последовательная деятельность педагога по:

• отбору, разработке, подготовке игр;

• включению детей в игровую деятельность;

• осуществлению самой игры;

• подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Педагогическая технология музыкального воспитания – это инструмент, позволяющий музыкальному руководителю ДОУ эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности.

Перечислю тигровые технологии, которые мы используем на музыкальных занятиях :

• технология элементарного музицирования - использование

технологии Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.

Данная технология включает в себя ритмические игры с различными предметами (игра с палочками, игра на ложках, игра с ведерками, со стаканчиками, бумажный оркестр и т. д.)

• Игроритмика – является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкоймузыкальные задания и игры. Цель:развивать у детей чувство ритма и двигательных способностей. Учить детей выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно.

«Волшебный сад»

Исходное положение: дети сидят на корточках в кругу, закрыв голову руками и изображая цветы в закрытых бутонах. С первыми звуками музыки ведущий (педагог или кто-либо из детей по собственному желанию) «оживляет» цветы «волшебной палочкой». Цветы «распускаются», качаются, кружатся на месте, танцуют друг с другом и «волшебником» - ведущим в соответствии со звучащей музыкой.

В конце звучит резкий пассаж - «порыв ветра», от которого цветы должны спрятаться, снова закрыться в бутоны.

«Зеркало»

Играющие стоят парами лицом друг к другу. Под музыку один ребенок показывает различные танцевальные движения, а второй повторяет их как можно с большей точностью, будто отражение в зеркале. Затем роли меняются.

• Игрогимнастика – служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при разучивании танцевальных движений: на укрепление осанки, на расслабление мышц, ритмические упражнения (игромассаж, пальчиковые игры)

 «Пальчиковая гимнастика»

(Под спокойную музыку.)

Девочки и мальчики любят свои пальчики.

Гладят их, ласкают,мягко разминают.

(Под бодрую музыку.)

А потом из сильно-сильно в кулачки сжимают.

«Мальчики и девочки.»

Пальчики у девочек нежные, красивые(девочки шевелят пальчиками)

Пальчики у мальчиков очень-очень сильные!(мальчики изображают тигров)

Будем пальчики считать-1, 2, 3, 4, 5 (загибают пальцы),

А теперь мы будем ими по коленочкам стучать!

«Оркестр»

Дети поют и изображают манеру игры на инструменте.

Мы на дудочке играем-та-та-та, та-та-та.

И нисколько не скучаем-что за красота!

А теперь мы можем сами-та-та-та, та-та-та!

Поиграть на барабане-что за красота!

Пианино зазвучало- та-та-та, та-та-та!

Веселее сразу стало- что за красота!

• театрально-игровая технология.

Театрально – игровой технологии отведено особое место в работе музыкального руководителя. Основной задачей работы в этом направлении является развитие театральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности.

В работе с детьми в ДОУ музыкальные инсценировки и музыкально-ритмические игры имеют большое значение. Развитие чувства ритма, речевого, певческого дыхания, координация движений, чувств ориентации в пространстве, расширение певческого и речевого диапазона.

Песни - инсценировки,песенки-шумелки, театрализованные музыкальные миниатюрымузыкально – ритмические игры и упражнения, декламация под музыку.

• танцевально – игровая технология.

Игротанец- новый термин в области хореографии. Для детей танец – это ритмическое движение под музыку, приносящие радость, удовольствие, вселяющие уверенность в свои силы.

Игротанец включает в себя : танцевальные игровые песенки, массовые танцы, танцы по показу (зеркальный танец, хороводные игровые танцы и ритмические игры). Каждый игротанец направлен на развитие чувства ритма, на создание особой атмосферы, на умение быстро менять роли.

Например «Веселый паровозик», «Двигайся-замри»

Технология практического освоения музыкальной информации-сюда относится слушание музыки и размышления о ней. Мы предлагаем детям прослушать муз. произведение и поговорить о настроении. Раздаем до начала слушания карточки и предлагаем поднять наиболее соответствующую по характеру.

Или игра «Угадай, что звучит?» После прослушивания музыки, дети поднимают карточку с изображением муз. Инструмента, который они услышали.

«СЛОЖИ ПЕСЕНКУ»

Игра на различение формы музыкального произведения.

Игровой материал : Кружки и прямоугольники разного цвета.

Цель: Развивать у детей умение различать форму музыкального произведения (запев, припев в песне, передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.

Я  исполняю песню и прошу определить сколько в ней куплетов и сколько раз повторяется припев. После этого, предлагаю одному из детей сложить песенку с помощью разноцветных фигурок: каждый новый куплет обозначается кружком какого-либо цвета, а припев – прямоугольником. Во время повторного исполнения песни ребёнок выкладывает геометрические формы в той последовательности, которая соответствует строению песни.

Вывод

Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором развития личности.

Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что использование игровых технологий на музыкальных занятиях положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

26 марта 2022 в 11:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.