Музыкальный руководитель детского сада Жихарева Екатерина Юрьевна

Развитие вокальных данных у детей в ДОУ.

  Голос — это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Вокалу традиционно обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться красиво и правильно петь. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа, направленная на духовное развитие обучающихся. Разработка данной программы дополнительного образования по вокальному воспитанию детей дошкольного возраста обусловлена социальным заказом поиска оптимальных форм работы с детьми в системе дополнительного образования. Исходными предпосылками разработки данной программы явились необходимость развития творческой активной личности, приобщение к музыкальной культуре, умение детей адаптироваться в социуме.

Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к эстрадному пению, помочь раскрытию творческого потенциала, в становлении личности, проявлении индивидуальности, развитие навыков самореализации и самовыражения в социуме. Как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребёнка. И, возможно, меньше будет проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти, умением общаться со сверстниками и взрослыми. Содержание и формы программы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, возрастных и психологических особенностей. В связи с целями данной программы сформированы задачи обучения и воспитания детей. Задачи Образовательные: 1.Обучение выразительному пению; 2. Обучение певческим навыкам (певческое дыхание, музыкальный слух, звукообразование); 3.Обучать терминологии, связанной с вокальными навыками. Воспитательные: 1.Формирование устойчивого интереса к пению; 2.Формирование общей культуры личности ребёнка, умение адаптироваться в обществе, развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме; 3.Обогащение внутреннего мира ребёнка, образно-эмоционального восприятия окружающего мира через пение; 4.Воспитание воли и характера; 5.Приобщение детей к основам музыкальной культуры; развитие музыкальноэстетического вкуса; развитие художественно- самостоятельного творчества; расширение музыкального кругозора; 6. Развитие потребности в разумном проведении своего свободного времени; формирование гражданско-нравственной позиции, чувства патриотизма; Развивающие: 1. Развитие слуха и голоса детей; 2. Формирование голосового аппарата; 3. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, развитие диапазона; 7 4.Развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала; 5.Развитие общеэстетического кругозора; 6. Сохранение и укрепление психического здоровья детей.

Исходя из итогов диагностической карты развития музыкальных способностей, намечается дальнейший путь работы, в зависимости от того, какие из компонентов музыкального слуха необходимо развить тому или иному ребёнку. Учитывая то, что дети отличаются друг от друга остротой слухового внимания, мерой координации слуха и голоса, навыками в певческом и музыкальном исполнительстве проводятся индивидуальные занятия. Для этого используется богатый опыт в области музыкальной педагогики Д. Б. Кабалевского, Н.А.Ветлугиной, Т. М. Орловой, В. Емельянова, Д. Огородного. Для успешного развития вокальных навыков у детей, а также общей музыкальности, в построении занятий необходимо включать следующие разделы: 1. Специальные упражнения: · упражнения на развитие ладового чувства; · упражнения на развитие музыкально слуховых представлений; · упражнения на развитие чувства ритма. При пении упражнений или песен большое внимание уделяется процессу певческого дыхания, напоминая, где его нужно брать, тем самым регулируется процесс дыхания и управление им. Это приучает слух и голос ученика к отчётливости в интонации. Особое внимание уделяю интонации интервалов.

Развитие голоса детей на занятиях должно быть постепенным, без торопливости, постепенно расширяя диапазон. Использовать при этом только те звуки, которые не вызывают напряжения ещё не сформированного голосового аппарата. Ни в коем случае не перегружать голос, пытаться петь громче, чем позволяют его возможности, иначе можно просто испортить голос. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы дети не увлекались пением репертуара взрослых, подражая их голосам, не приобретали вредных вокальных привычек, которые потом будет трудно исправлять.


19 июня 2020 в 13:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.