Музыкальный руководитель детского сада Жихарева Екатерина Юрьевна

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ,

%D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%3A%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%3A%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD 

Актуальностью данной темы  считаю: целенаправленное    развитие музыкально-ритмических  способностей,  которые  способствуют  развитию умственных  способностей,  психических  процессов, ассоциативной  фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, эмоциональной отзывчивости на музыку, становлению творческой личности ребёнка, что очень важно для детей дошкольного возраста.

Цель работы - помочь  детям  активно  войти  в  мир  музыки, стимулировать развитие музыкально - ритмических способностей посредством музыкальных игр.

Задачами являются-

1. Создание  музыкально-развивающей среды   в  системе  музыкального воспитания, которая обеспечивает развитие музыкально - ритмических способностей ребёнка.

2. Разработка системы творческих заданий, способствующих развитию музыкально-ритмических способностей

3. Развитие у детей чувство ритма и метроритмические чувства в процессе  разных видов игровой деятельности и ИКТ.

Для развития чувства ритма весьма интересны и плодотворны речевые упражнения, ритмодекламации.  вокально-двигательные разминки,  музыкально-ритмические упражнения,

Целесообразно применять также чисто ритмические, шумовые импровизации при помощи рук и ног, а также ударных музыкальных инструментов. Развивая чувство ритма у детей необходимо большое внимание уделять  музыкально-дидактическим играм,  направленным на развитие этой способности.

 Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Тексты для речевых игр просты, соответствуют возрасту дошкольников, легко запоминаются. Это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращается в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал.

 Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста. Разучивание ритмодекламации на музыкальных занятиях способствует формированию чувства ритма у детей, а также развивает эмоциональную отзывчивость, речь, творческие способности дошкольников.

 Игры с именами имеют особую ценность для личностного становления детей, хотя носят и прикладной характер – помогают в развитии чувства ритма, внимания, способности к импровизации. Игры с именами являются своеобразными тренингами, дающими возможность ребёнку представить себя в различных ролях, найти свой образ, свой стиль.

Вокально-двигательные разминки – это вокальные упражнения (песенки, потешки, попевки), сопровождаемые ритмическими движениями. Основная цель вокально-двигательных разминок – сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом. Первые задания могут начинаться с самых простых движений – одновременных с вокализированием хлопков в ладоши, постукиваний пальцем одной руки по другой, притопов, шлепков по коленям.

Для более успешного развития ритмического чувства у дошкольников вокально-двигательные разминки необходимо постепенно усложнять, от занятия к занятию   расширяя певческий диапазон и разрабатывая ритмические движения.

Игра на детских музыкальных инструментах используется для развития каких-либо музыкальных способностей. Для развития ритмического чувства лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментам, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в  «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет. Для  этого использую  простейшие инструменты: погремушки, треугольники, деревянные ложки бубны, барабаны, палочки и т.д.  Можно всё занятие посвятить одному инструменту: с  ним и поиграть, потанцевать, аккомпанировать себе и другим. Задавая вопрос:  «Как еще можно поиграть на этом инструменте?», -  побуждая детей проявлять изобретательность. Это одно из важных заданий, где дети творчески исследуют темброво-динамические возможности инструментов и приемы игры на них.

Бубен - один из популярных, среди детей, музыкальный инструмент. Вход под музыку марша - педагог и дети аккомпанируют себе ударами ладошкой о бубен. Музыка сменилась -  все побежали (бубен уже не стучит, а звенит возле ушка).

 Очень  интересна для детей игра на металлофоне. Дети учатся воспроизводить на металлофоне заданный ритм.

 Игры с палочками  увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, координацию движений, мелкую моторику, речь, чувство ритма. Такие упражнения  используют как со всеми детьми, так и индивидуально.

Развивая у детей чувство ритма, необходимо уделять внимание музыкально-ритмическому движению, которое является важным средством развития ритмического чувства у дошкольников. В основе музыкально-ритмических упражнений лежат те элементы музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Здесь важно научить детей двигаться в характере музыки, передавая ее темповые, динамические, метро-ритмические особенности.

Для развития чувства ритма на занятиях целесообразно использовать все виды музыкально-ритмических движений – музыкально-ритмические упражнения, музыкальные игры (сюжетные и несюжетные, игры под пение), хороводы и пляски. Музыкальное движение – средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку, ритмичности, выразительности движений, внимания, памяти.

Развитие чувства ритма – способности активно переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.

В работе над ритмом очень помогает наглядный материал. Наглядность – это эффективное средство познания объективной действительности, которое не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, зрительное внимание, активизирует процесс запоминания. Углубляет и облегчает восприятие музыкального ритма использование зрительных образов ( карточки, ритмосхемы).

Одним из любимых заданий у детей является выкладывание ритмического рисунка из различного материала. Традиционно дошкольники выкладывали ритмический рисунок полосками различной длины или толщины. (так же можно предложить нити разной длинны)Длинные звуки – длинными или широкими полосками, а  короткие звуки соответственно короткими или узкими полосками. Такие  упражнения вызывают у детей интерес к данному виду деятельности, а значит, помогают быстрее справляться с заданиями и способствуют развитию мелкой моторики.

Использование информационно – коммуникационных технологий позволяет поднять на новый уровень качество демонстрационного материала, наглядных пособий, дидактических игр и упражнений.

Заключение

 Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринужденный характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой. И если дети на занятиях получают удовольствие, то задача по развитию чувства ритма будет успешно решена!

25 марта 2020 в 06:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.