Музыкальный руководитель детского сада Жихарева Екатерина Юрьевна

Музыкально-дидактические игры, которые можно применять на практике.

Для развития звуковысотного слуха

1. Музыкальное лото

Игровой материал.

3 картинки, соответствующие направлению мелодии.

Ход игры.

Педагог играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны указать номер картинки

Укрась музыку (инструменты)

Игровой материал.

Запись музыкального произведения, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек).

Ход игры:

дети слушают сначала произведение, определяют его ритм, настроение. Потом они повторяют ритм песни,  подыгрывая на музыкальном инструменте.  в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.

Для развития восприятия характера музыки

Определи настроение музыки

Игровой материал.

 лица, изображающих  типы характера музыки:

• добрая, ласковая, • грустная, жалобная;

• весёлая, радостная, задорная

• лиричная

Ход игры:

звучит музыкальное произведение.  ребёнок называет номер картинки, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.

Песня, танец, марш

Цель

Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, марш, танец

Игровой материал.

Картинки: дети поют, дети шагают, дети пляшут.

Ход игры.

Дети слушают поочередно музыкальные пьески и после прослушивания определяют картинку, соответствующую музыкальному жанру, применяя термин (танец, песня и марш).

Эту игру можно провести с детьми младшего дошкольного возраста, а также с детьми старшего возраста.

Для развития тембрового слуха

Определи инструмент

Игровой материал.

Детские музыкальные инструменты.

Ход игры.

Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

«Назови композитора музыки»

Ход игры.Музыкальный руководитель показывает детям портреты композиторов П. Чайковского,  Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. За правильный ответ ребенок получает очко. Затем музыкальный руководитель проигрывает то или иное произведение (или звучит грамзапись). Вызванный ребенок должен назвать это произведение и рассказать о нем.

Игровой материал- портреты композиторов,запись произведений.

«Какой инструмент лишний?»(для подготовительной группы)

 Для закрепления знаний о музыкальных инструментах и их принадлежности к тому или иному виду оркестра: народному, симфоническому. Предварительная работа-знакомство на музыкальных занятиях с музыкальными инструментами, их звучанием, внешним видом, принадлежностью к разным видам оркестров: духовому, детскому, эстрадному, а также развивать память, выдержку и внимание.

Игровой материал. Карточки с изображением различных музыкальных инструментов.

Методика проведения. Педагог выкладывает перед ребёнком-игроком несколько карточек 4-5. Например, четыре карточки с изображением народных инструментов, а пятая – с изображением инструмента из детского, духового, симфонического оркестра. Игроку предлагается внимательно посмотреть на карточки и среди них найти «лишнюю», объясняя свои действия.

«СТУЧАЛКИ»

Более сложным примером игры является игра с применением каких-либо музыкальных инструментов. Под инструментами мы подразумеваем все, из чего можно извлечь звук, все, по чему можно стукнуть или чем можно произвести какой-либо шум, звон, дребезжание или даже шорох. Все подойдет: деревянные ложки, палочки, металлические столовые приборы, какие-нибудь трещотки, детские погремушки. Можно использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или коробочки, металлические банки и кастрюли, принесенные с кухни. Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.

Здесь мы развиваем и тембровую память. В игре участвуют несколько детей. Один из них, первый, должен придумать и «проиграть», то есть попросту простучать или пробренчать какой-либо ритм. Для начала используйте только два тембра. Например, железными палочками исполнитель должен часть рисунка отстучать по деревянной поверхности, а часть – по металлической. При повторении следующий участник может исполнить сначала просто ритм без изменения тембра, а потом как можно точнее проиграть с использованием тех же самых предметов и тембров тот же самый ритм с «перебивкой» тембра в тех же местах.

Развитие ладового чувства –«Солнышко и тучки».

Ход игры.

 Детям раздаются картинки солнышка и капелек дождя. На звучание веселой мажорной музыки дети поднимают картинку «солнышко»,а на грустную минорную мелодию-картинку «капельки».

Игровой материал - картинки солнышко и капельки дождя.

Развитие звуковысотного слуха – «Ступеньки».

Ход игры:

 По яркой картонной лесенке вверх и вниз двигается герой(например колобок)под пение детей.

Игровой материал – лестница,герой(петушок,колобок или др.игрушка)

Развитие звуковысотного слуха –«Колокол и колокольчик»

Ход игры:

Перед ребенком стоят два колокольчика-большой с низким звуком и маленький с высоким звучанием. Музыкальный руководитель звенит по очереди каждым колокольчиком и предлагает ребенку отвернуться и отгадать какой колокольчик сейчас зазвенит.

Игровой материал-два колокольчика.

На занятиях музыкальный руководитель может использовать любые игрушки для более ярко выраженного образа - например во время слушания музыки или исполнения песен. К примеру в младшей группе для слушания предлагается «Болезнь куклы»  П.И. Чайковского. На занятие к детям приходит кукла,которая заболела. Можно предложить детям пожалеть куклу,покачать ее. Музыкальный руководитель рассказывает детям,как музыка передает настроение заболевшей куклы , воспитывая таким образом в дошкольниках чувство сострадания и сопереживания.

Так же дети любят,когда к ним на занятия приходят такие гости,как Петрушка, Мишка,Матрешка и др. игрушки. Они с радостью и старанием поют про них песни, танцуют для игрушечных гостей танцы.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в детском саду дает возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать свою индивидуальность, активность, инициативность. Это основа для организации разностороннего развития каждого ребенка, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей, позволяет сделать жизнь наших вoспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

3 марта 2019 в 08:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.