Музыкальный руководитель детского сада Жихарева Екатерина Юрьевна

Игровой материал на занятиях в детском саду.

Использование игрового материала на музыкальных занятиях в детском саду.

Цель:

 

Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме — посредством музыкально — дидактических пособий и игр.

Использование в играх всех видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирования, движение под музыку и т.д.

Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.

Задачи:

 

Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.

Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.

Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.

Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

 

"Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений, понятий

об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности". В.А. Сухомлинский

В нашем детском саду очень много атрибутов для танцевального и музыкального творчества (разноцветные платочки, шарфики, ленточки, помпоны; осенние веточки, снежинки, букетики цветов; волшебные палочки, фонарики и т.д.), элементов костюмов (шапочки грибов, овощей, цветов, шапочки животных и т.д.) и атрибутов для инсценирования песен, творческих музыкальных этюдов и импровизаций. Яркие, красочные атрибуты помогают наполнить содержание музыкальной деятельности детей более глубоким смыслом, поднять эмоциональный фон происходящего действия. Невозможно научить играть на скрипке не имея скрипки. Поэтому, в нашем детском саду созданы все условия для знакомства с музыкальными инструментами и для занятий на них. Есть в нашем саду  коллекция детских музыкальных инструментов -металлофоны , колокольчики диатонические и хроматические , арфа, гармошки, бубны, румбы, бубенцы, маракасы, треугольники, барабаны, колокольчики, набор русских народных инструментов: трещотки, коробочки, ложки, свистульки ,кастаньеты, тарелки.

Игра на музыкальных инструментах –один из любимых видов детской исполнительской деятельности. В процессе игры дети открывают для себя мир музыкальных звукoв, учатся различать красоту звучания различных инструментов, способность анализировать строение и содержание музыки, понимать ее язык, чувствовать настроение в музыке.

Игра – естественный спутник жизни ребенка,  Поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики.

Для того, чтобы акцентировать внимание ребенка на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), научить различать музыкальные произведения по жанру, характеру применяют музыкально-дидактические игры, которые вызывают у них зрительную, слуховую, двигательную активность, развивают музыкальные способности, углубляют представления о средствах музыкальной выразительности, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Музыкально-дидактические игры предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Некоторые из них представляют собой несложные игровые действия - упражнения, другие имеют определенное содержание, правила, которые организуют детей.

Поэтому важно предоставить детям необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли воплотить свои игровые замыслы, т. е создать музыкальную предметно-развивающую среду в группах. Музыкально-дидактические игры должны быть красочно и эстетично оформлены, подобраны по возрасту. Их можно использовать индивидуально и подгруппой детей.

Характер руководства со стороны педагога:

1. педагог старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;

2. педагог организует условия, способствующие развертыванию музыкальной деятельности детей по их инициативе;

3. педагог становится соучастником музыкально-дидактических игр.

Дети могут использовать дидактические игры не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.

Особое значение музыкально-дидактические игры имеют в развитии музыкально-ритмического слуха. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

Музыкально-дидактические игры объединяют в себе многие черты, присущие подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Характер игровых действий в музыкально-дидактических играх, следовательно, весьма своеобразен. Все дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и по сенсорным заданиям, но всегда требуют слуховой сосредоточенности.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

- обучающей задачи;

- содержания;

- правил;

- игровых действий;

Основная цель музыкально-дидактических игр в самостоятельной музыкальной деятельности – закрепить знания, полученные на музыкальных занятиях, продолжать развивать (совершенствовать) способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, чувства ритма, звуковысотный слух и тембровый слух, творческие способности, развивать творческую инициативу, умение выразить себя.

16 февраля 2019 в 14:15

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.