Музыкальный руководитель детского сада Жихарева Екатерина Юрьевна

«Вокально-хоровая работа в детском саду»

 Пение – это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации (не фальшивое звучание) и слухового мышечного ощущения. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: голос, эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Работа над приобретением детьми вокально-хоровых навыков происходит с помощью вокальных упражнений, которые присутствуют в образовательной деятельности. Вначале ООД  при проведении упражнений я даю четкую установку на определенные дидактические правила:

всегда ставлю перед детьми конкретную учебную задачу, объясняю, что они должны сделать; показываю  способ выполнения действия, поясняю словесно, т. е. использую принцип «Делай, как я»; неоднократно повторяю упражнения для усвоения умений, транспонируя его с этой целью по полутонам вверх и вниз или видоизменяя задачу; постоянно контролирую выполнение детьми вокально-артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навыки выполнения того или иного упражнения; включаю вокально-хоровые упражнения в каждое ООД.

Приемы  вокально-хорового воспитания детей многообразны и сложны, так как объединяют познавательный процесс с практическим умением.  Способы обучения и приёмы,  с помощью которых выстраиваю свою работу,  являются результатом многолетнего педагогического опыта.

Детские голоса необходимо развивать очень постепенно и осторожно.

Работа в хоре начинается  с певческой установки. Под певческой установкой понимают положение, которое должен принять вокалист перед началом пения.

В течении ООД, увлекаясь пением, дети часто забывают о правильной осанке. Чтобы напомнить детям о правильном положении корпуса, использую упражнение «Сидит дед», или читаю стихотворение «Спинка-тростинка». Детям очень трудно сохранить правильную певческую установку в течении  всего занятия, тогда  на помощь приходят динамические паузы.

Дыхание - один из основных факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха. Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения, которые подразделяются на дыхательные упражнения без звука, звуковые дыхательные упражнения, упражнения под музыку.

Рассмотрим каждое из видов упражнений:

Дыхательные упражнения без звука (объясняю детям, что при пении вдох нужно делать глубоким по сравнению с обычным дыханием, надо набрать столько воздуха, чтобы дыхания хватило на исполнение всей музыкальной фразы). Предлагаю несколько упражнений:

«Вдох и выдох»

«Быстро – медленно» (упр. для приобретения навыков спокойного и энергичного дыхания).

«Мороз» (упр. для равномерного выдоха).

Упражнения «Кошечка», «Тигрята», «Насос».

Звуковые дыхательные упражнения:

«Воздушный шар» (вдох, надуваем шарик, выдох на звуке «ш» «с»)

«Две собачки» (дети показывают, как  тяжело дышит большая собака, затем как маленькая)

«Петушок»

«Комарик» (дети, ставя руки на плечи «крылышки» произнося звук «з» в динамике от piano до forte через cresh. и обратно)

Произнесение на одном дыхании скороговорки.

Звукообразование - извлечение певческого и речевого звука, результат голосового аппарата. Работа над правильным звукообразованием строится на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. Назову некоторые упражнения помогающие в этом.

Пение с приставленной к уху ладонью. (Слегка согнутая ладонь, с прижатыми пальцами, образуют подобие раковины, которая ловит вибрации и помогает детям лучше услышать себя).

Пение с закрытым ртом.

Песни - распевки: Колокольчик», «Гуси», «Ветер» М. Картушиной. Для правильного формирования гласных  использую  авторские песни-распевки, чистоговорки, скороговорки исполненные на 2-3 примарных звуках. При исполнении таких упражнений напоминаю детям, что акцент делается в них на правильном положении рта при пении гласных.

Звуковедение - это способ исполнения звуков при пении. Способов звуковедения существует несколько. В основе звуковедения лежит связное пение legato,  при котором гласные звуки связаны между собой, а согласные произносятся максимально быстро, не нарушая единого звукового потока.

Конечная цель обучения – добиться, чтобы дети пели свободно, полётным звуком, серебристым тембром, без всякого напряжения.

15 апреля 2018 в 20:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.