Музыкальный руководитель детского сада Жихарева Екатерина Юрьевна

Развитие музыкальности и эмоциональной выразительности в танце для детей старшей и подготовительной к школе групп

  Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место.  Танцевальные занятия не только учат понимать и создавать прекрасное, но они так же развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а так же  помогают развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного  эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности.

Танцевальное искусство включает в себя развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность у малышей. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Занятия танцем формирует правильную осанку,  прививают основы этикета,  манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.

         В начале XX века швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему музыкально-ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. Э. Ж. Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают раскрывать в себе эмоциональность и музыкальность, воспитать внимание, волю и коммуникабельность. Это доказывают и недавно проведенные исследования американских ученых, подтвердивших, что дети, занимающиеся танцами, опережают своих сверстников в развитии и добиваются больших успехов в жизни. Если у ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух и если он при этом подвижен, эмоционален и артистичен,  ему необходимы занятия детскими танцами.

          На танцевальных занятиях  педагог- хореограф, прежде всего, стремится развивать музыкальную и эмоциональную выразительность детей , учит их координировать движения, развивать гибкость и пластику, изучает с детьми основные позиции и положения рук и ног в танце,   знакомит детей с  историей возникновения танца, который танцуют дети в данный момент.

Музыкально-танцевальные  игры:

«Ветерок»

   Этюд, способствующий вентиляции легких.

Упражнение выполнять стоя и сидя. Условия - в полную силу грудной клетки набрать воздух (вдох), задержать дыхание как можно дольше, затем резко, шумно вытолкнуть воздух из легких (выдох) и расслабиться. Затем повторить все снова. Вариант этого этюда: можно предложить детям в конце музыкальной фразы изобразить как «ветерок» постепенно затих и успокоился в конце этюда, т.е. происходит постепенная релаксация у детей до полного расслабления мышц лица. 

Винни- Пух с Пятачком в гости к Кролику идет

Игровая ситуация: Кролик сидит в своей норке и ждет гостей, Винни-Пуха и Пятачка, которые по неизвестной причине опаздывают. Его музыкально-пластические действия:

- посмотрели вправо, повернув голову и корпус, вернулись в исходное положение (прямо);

- посмотрели влево, вернулись в исходное положение;

     Этот этюд - шутка решает двойную задачу: различные движения сочетаются с эмоциями, характерным настроением, помогают детям развивать музыкальную и эмоциональную выразительность на танцевальных занятиях и не разрушают способность ребенка играть и верить в то, во что они играют. Основные принципы методики сводятся к тому, чтобы, используя музыкальные навыки детей и  небольшой запас танцевальных движений, научить их не бояться танцевать под любую музыку.

 

                       

    В музыкально-танцевальных играх дети часто создают определенный образ и передают в движении разнообразные чувства. 

Первое знакомство с танцем происходит на занятии с помощью танцевальных упражнений, музыкальных игр и танцевальных композиций. Во время хореографических занятий дети знакомятся с разными видами эмоций:  улыбка, грусть, удивление, размышление; радостно - грустно, вкусно - невкусно, весело-страшно, интересно - скучно, любопытно - безразлично.

  Подобным же образом, в игровой форме, можно познакомить детей с анатомией частей тела - суставов и мышц, объяснив особенности их работы в процессе выполнения тех или иных движений. Эти знания помогут детям более ярко раскрыть свою эмоциональную выразительность, развить музыкальность в танце, осознанно усвоить танцевальный материал и избежать возможных травм. Полученные сведения будут активно использоваться на практике при разучивании и исполнении музыкальных игр, танцев-игр, а впоследствии при изучении нового танцевального репертуара. 

19 ноября 2017 в 14:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.